Астрологическая Мифология

Астрология и Миф ,  Астрология и Боги .

На протяжении прошлого столетия были найдены все библиотеки древнего Шумера и Вавилона. Кипы и кипы дощечек были переведены учеными. Тысячи надписей запечатлели сакральную литературу этой эпохи. Эзотерические письмена, ритуальные тексты, жалобы, медицинские рецепты, толкования снов, способы защиты от колдовства, списки благоприятных дней и многие другие записи покрывают эти древние дощечки. Ану был богом неба. Его сын Энлиль был богом земли. Земля и небо были не отдельными царствами, но двумя равноправными частями одного царства. Они были взаимозависимы и гармонично дополняли друг друга, и всегда было понятно, из какого именно царства пришло то или иное знамение или послание. От этих двух царств, от их взаимодействия, Запад унаследовал основное содержание своей астрологической мифологии - имена и подробности менялись, однако суть сказаний оставалась практически той же. Хотя астрология кажется более древней наукой, тем не менее первое письменное упоминание о применении астрологических знаний относится к VII в. до н. э. и было обнаружено в библиотеке царя Ашурбанипала в Ассирии. Там можно найти предсказания, касающиеся событий, могущих повлиять на судьбу всей страны и ее правителей, таких как война и мир, чума и голод, наводнения и засухи. Старейшая в мире книга по астрологии, «Энума Ану Энлиль», была в то время главным источником астрологических и астрономических знаний. Ее основным назначением были астрологические предсказания. Правители древнего Вавилона требовали от своих астрологов двух вещей: вопервых, было необходимо предсказывать, как можно точнее, когда произойдет солнечное затмение; во-вторых, каждый месяц нужно было определять момент, когда на ночном небе появится серпообразный полумесяц, это было крайне важно, так как именно в этот момент в Вавилоне начинался новый календарный месяц1. Из постоянных наблюдений за луной, звездами, затмениями и планетами начали складываться предания. Просто наблюдать серп луны в Тельце было уже недостаточно - те две звезды, на которые указывали острия месяца, имели одинаково большое значение. А если луна имела ореол вокруг, то этот знак имел уже другой смысл. Те планеты, которые мы знаем сегодня, явились миру под именами богов и богинь Шумера и Вавилона. Получив затем соответственно греческие и латинские имена, они и сегодня с нами. Многие - возможно, большинство - из них носили имена, которые сейчас нам незнакомы. Был бог Ану - верховный бог неба, его сыновья Энлиль и Энки (которые были заклятыми врагами), а также Нинхурсаг, Мардук, Ишкур, Наннар, Нинурта, Инанна, Набу, Уту и Нергал. Некоторые члены этой божественной семьи прекрасно ладили между собой; остальные люто ненавидели друг друга. Звучит знакомо? Можно найти достаточно много общего в характерах и обязанностях этих божеств и более поздних двенадцати греческих олимпийцев. Однако здесь необходимо еще раз сказать о том, что астрология начала свое развитие в обсерваториях древнего Вавилона, что планеты были названы в честь именно этих, ранних богов, которые по своему нраву и деятельности ассоциировались с той планетой, чье имя носили. Любой, кто когда-либо занимался изучением астрологии более или менее углубленно, знаком с фразами вроде «Марс в Козероге» или «Юпитер в Четвертом доме». Может сложиться впечатление, что планеты - Марс или Юпитер - действующие лица в спектакле, и когда мы говорим, что они находятся «в Козероге» или «в Четвертом доме», это то же самое, как если бы мы сказали «Джоан в Пенсильвании» или «Дерек в доме своего брата». На самом деле, это впечатление верное. Планеты - это участники спектакля, актеры, а сам спектакль - это вы, ваша жизнь, ваше сознание, ваш дух. В ходе развития драмы планеты могут занять определенный знак или «дом», и именно они являются актерами, персонажами. Но кто они на самом деле? Если обратить внимание на их имена, ответ на этот вопрос придет сам собой: это боги и богини древнегреческой и древнеримской мифологии. Юпитер, например, - планета изобилия, а Зевс (Юпитер), главный среди олимпийских богов, звался «расточителем даров». Венера - планета любви, а мы знаем, что Афродита (Венера), была в древности богиней любви и страсти. Так можно описать положение вещей в общем, даже упрощенном виде. Боги и богини, чьи имена даны планетам, имеют богатую родословную - и она берет свое начало отнюдь не в Греции. Распространенное среди большинства исторических обозревателей заблуждение состоит в том, что основы культуры западного мира были заложены древними греками. Однако греки не выдумывали планетарных божеств; мифологическая основа астрологии лежит в культурах Шумера и Вавилона. Астрология Месопотамии занималась в первую очередь политикой, делами государства и судьбами правителей. Астрологов не особенно занимали простые смертные и их ежедневные проблемы. Примерно вплоть до 409 г. до н. э. не встречается ни одного упоминания о составлении личных гороскопов. Астрологи говорившего по-гречески Египта в первые столетия до христианской эры трансформировали вавилонскую астрологию, придав ей личный, индивидуализированный характер, присущий ей и сейчас. На протяжении тех же нескольких столетий вавилонская астрология распространилась в Персии и Индии, повлияв на более ранние формы местной астрологии. Астрологи этого «классического» периода все еще основывались на наблюдениях за небом и совершенствовали средства и способы интерпретации своих наблюдений. Некоторые из этих средств, к сожалению, утрачены. Одно из наиболее важных называлось планетарный сект. Сект определялся просто - или человек родился в дневное время, когда небом правило Солнце, или ночью, когда доминировали силы Луны 3. А эти планеты обладают очень разными характерами. На протяжении всей истории на нашей планете было лишь несколько цивилизаций, которые не считали астрологию необходимой непосредственно для существования. Астрологи всегда были жрецами и жрицами, хранителями мифов и традиций своего народа. Греки не придумывали планетарных богов и богинь, и все же именно греческая мифология сыграла основную роль в формировании планетарных архетипов западной астрологии. Греческий миф не только лежит в основе западной цивилизации, но и представляет собой подробную опоэтизированную картину мира, развивающую и подпитывающую наше воображение, дающую пищу для размышлений на протяжении последних 3500 лет. Греческие поэты были блистательными рассказчиками - до сих пор ни одна книга на свете не смогла превзойти «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, однако если кому-то придет в голову взять с собой на пляж авантюрные истории о героических походах и других приключениях Гильгамеша, он обнаружит, что они не менее захватывающи, чем современные бестселлеры. Гильгамеш (сообщаю для тех, кто не знаком с этим джентльменом) - герой вавилонской поэмы, носящей одноименное название. На самом деле это очень старая история, уходящая корнями в мир древнего Шумера4. Уже в ней можно встретить некоторых планетарных божеств - например, Иштар - вихрем проносящихся по страницам книги. Здесь также упоминаются четыре зодиакальных символа, обозначающие собой льва Иштар (Лев), ее быка (Телец), людей-скорпионов, охраняющих горы, за границей которых лежит мир иной (Скорпион), и сказочного героя по имени Утнапиштим, Хранителя Вод Бытия (Водолей), выжившего после Великого потопа, гораздо более древнего, чем библейский потоп. Хотя сказания о Гильгамеше были созданы

  6000 лет назад, какой-нибудь талантливый голливудский сценарист, безо всякого сомнения, мог бы запросто превратить их в эпический блокбастер (с бюджетом в несколько сотен миллионов долларов). Несмотря на то, что зародилась астрология в Месопотамии, а расцвет свой пережила в Греции, имена, которые носят планеты сегодня, - латинские. У римлян были свои древние мифы, напоминающие греческие (и это оправдано, так как обе культуры связаны между собой, в особенности на языковом уровне), но после завоевания Греции Римом появилась тенденция полного заимствования и укоренения греческих версий известных сюжетов. Кое-что римляне изменили, но немного - образы и символы, используемые греками в литературе, музыке, философских рассуждениях, живописных полотнах, фресках, украшающих тысячи храмовых стен, сохранились практически нетронутыми. А изменились, например, имена богов - греческий Зевс стал у римлян Юпитером; греческая Афродита - Венерой. И вот именно отсюда - с римского варианта греческого Олимпа - пришли современные названия планет (приведенный ниже список включает астероиды и современные астрологические величины наряду с традиционными).

   Присвоение религии чужой культуры имело место в истории почти каждой цивилизации. Когда одна цивилизация поглощает другую, путем завоевания или постепенной культурной ассимиляции, часто главенствующая цивилизация старается искоренить, полностью уничтожить религию другой культуры. Исторические примеры бесчисленны: греческие храмы, построенные на местах поклонения местной богине, христианские соборы, возведенные на местах проведения языческих ритуалов, испанские католические миссии, поправшие собой «кива», священные ритуальные помещения индейских поселений, и так далее, и тому подобное. Однако случается и так, что одна цивилизация адаптирует религию другой мирным путем, хотя не без довольно заметных изменений. Во многих случаях происходит интеграция религиозных традиций завоевателей и завоеванных народов. В древней Ирландии религиозные традиции индоевропейских кельтских племен явно в свое время смешались с традициями каменщиков эпохи мегалита и существовали под влиянием более древней религии. В Бразилии появление религии африканских рабов было откровением и повлияло на религиозные представления в масштабах местной культуры. Похоже, подобное явление и сейчас можно наблюдать в Америке: Япония, побежденная во Второй мировой войне, продолжает влиять на американцев в силу распространенности и популярности своих религиозных традиций, течений - буддизма, даосизма, которые японцы, в свою очередь, унаследовали от более ранней китайской цивилизации. В случае Греции и Рима, адаптация греческих богов римлянами была более чем мирной - римляне жадно впитывали более развитую культуру завоеванной Греции и приняли ее богов с распростертыми объятиями. И так как западная цивилизация в целом берет начало с падения старой Римской империи, греческие боги стали общим наследием всей цивилизации, чем-то таким, что каждый из нас хранит где-то в глубине души. В XX в. астрология сошла с небес на землю. С одной стороны, точность математических вычислений облегчила астрологам задачу наблюдения за движением планет. Сначала использовались астролябии, затем вычислительные машины и, наконец, компьютеры. Но какова цена прогресса? В некотором смысле мы утратили представление о том, что происходит на небе в волшебный момент сотворения или рождения и что небо говорит нам. Если вам случится побывать в пустыне ночью, под ясным небом, вы сможете увидеть, как заходит сияющая Венера на западе, в то время как на востоке, меж «рогами быка», появляется ослепительный Юпитер, а тем временем над головой светит Луна, видимая только на две трети. Вот она, магия момента рождения. Ничто на свете не отражает волшебство бытия с такой кристальной чистотой, как астрология.

АСТРОЛОГИЯ КАК ЯЗЫК МИФОВ

   Предпосылкой нашей предыдущей книги «Мифологическая астрология: архетипические силы гороскопа» являлось то, что идентификация между планетами и древними божествами - это более чем смутные, обобщенные ассоциации. Эта идентификация специфична и глубока, она открывает уникальные способы познания планет, невозможные ни при каком другом подходе. Эти способы очень важны, так как благодаря им становится ясно, что астрология на самом деле - язык мифов. Но что мы имеем в виду, говоря о языке мифов! Большинство из нас привыкли ассоциировать слово «миф» с заведомо сказочной историей или, в худшем случае, с ложью, выдумкой. Но это означает непонимание самой природы мифологии. Истории, которые мы называем мифами, на самом деле являются сокровищницами мудрости и духовных истин древних религий, разбросанных по всему земному шару. Таким образом, мифы раскрывают перед нами в повествовательной форме самые глубокие и проникновенные истины человеческого духа и человеческой жизни. Поэтому так важно понять, что астрология является языком мифов и что она несет в себе те же вселенские истины о душе человеческой, что заключены во всех великих мифологиях мира. Это еще более важно просто потому, что большинство из нас не имеют даже представления о богатом, глубоком мире мифов. Западный мир со времен прихода христианства все больше и больше отворачивается от мифологии, а так называемая «научно-техническая революция» последних двухсот лет практически уничтожила нашу восприимчивость к подобным вещам вообще. Астрология - это одна из оставшихся возможностей ощутить мифологическую сторону жизни. Благодаря астрологии люди, живущие в городских домах, на сельскохозяйственных фермах или в автофургонах в американской глубинке, знают, что Юпитер - планета изобилия, а Венера - планета любви. Они могут не знать, что щедрая натура Юпитера соответствует его статусу «царя богов», а также не иметь никаких сведений о богине Афродите и легендах, ее окружающих, которые дают нам возможность взглянуть на планету Венеру «изнутри», понять ее внутреннее содержание. Но, благодаря астрологии, все эти люди тоже говорят на языке мифов.

ПСИХОЛОГИЯ И МИФ

   Таким образом, на протяжении веков астрология была практически единственным доступным «языком мифов», широко известным и практикуемым в западном мире. Но в последние годы психология тоже открыла для нас вселенную мифа. Все началось с Карла Юнга. Он, будучи одним из основателей психологии, порвал отношения со своим учителем Зигмундом Фрейдом в 1912 г. Два великих мыслителя, как выяснилось, имели в корне разные представления о природе человеческой души. Фрейд видел сферу человеческого подсознания как хаотическое и темное вместилище примитивных сексуальных побуждений; и, как ученый, он имел неясное представление о различных религиозных явлениях и движениях души, предпочитая рассматривать эти проявления человеческой природы просто как аспекты сексуальности, психической неуравновешенности и депрессии. Юнг, со своей стороны, верил, что область подсознания, открытая Фрейдом, была только верхушкой огромного айсберга. По ту сторону примитивного сексуального бессознательного, признаваемого его учителем, Юнг обнаружил еще более необъятное пространство подсознания, во власти которого находятся все человеческие существа. Это пространство имеет скорее мистическую и магическую сущность, нежели беспокойно-невротическую. Юнг назвал это пространство - коллективное бессознательное. По Юнгу, коллективное бессознательное - это океан снов, образов и символов, принадлежащих всем и каждому. И именно из этой безбрежной стихии явились все мифы и легенды, все знания, с начала времен придавшие глубокое значение человеческому существованию. Для Юнга, таким образом, эти мифы и легенды были не просто сказками, которые рассказывают на ночь детям, а настоящими сокровищницами мудрости и смысла, что вели нас вперед к целостности ощущений, радости и просвещенности. Для Юнга действующие лица мифов и легенд были существами, наделенными силой и огромной внутренней значимостью; он назвал этих персонажей архетипами, используя термин, изобретенный великим греческим философом Платоном для обозначения «божественной идеи бесконечного разума». Таким образом, волшебник из сказки, как, например, Мерлин у кельтов, - не просто яркий персонаж с посохом и белой бородой, он - архетип Мудрого старца, и, как мудрый старец в сотнях других сказок, он символизирует мудрость и знание. Таинственные и как бы не от мира сего мужчины, присутствующие во множестве европейских легенд, в которых героинями являются молодые женщины, - не просто вымышленные персонажи, они олицетворяют собой Анимус, живущий внутри каждой женщины, мужскую половину ее души; поэтому молодые женщины в этих сказаниях неизбежно преодолевают все препятствия на пути к мудрости и полноте жизни, после того как им удается подчинить своей воле отношения с этим непокорным героем. Джозеф Кэмпбелл часто говорил: «Сон - это личный миф; миф - это общий сон»6. Так же, как архетипы появляются в «общем сне» мифологии и фольклора, они являются нам в «личном мифе», то есть во сне и фантазиях. Каждый из нас несет в себе все общечеловеческие архетипы; Анима, Анимус, Мудрый старец и Божественное дитя проходят сквозь наши сны каждую ночь, наполняют наши фантазии, даже если мы не можем узнать их. Вот почему так опасно, узко и неполноценно представление о человеческом подсознании по Фрейду - как о беспокойном хаосе сексуальных побуждений. Хотя эта область подсознания, безусловно, существует для каждого из нас, это еще далеко не все, и тем более далеко не самая важная часть в контексте бессознательного; более глубокое понимание того, как функционирует наше подсознание, может дать исследование мира архетипов. Юнг также считал, что боги и богини всех древних мифологий в свою очередь являются архетипами - кстати, Платон (вдохновивший Юнга на создание многих его трудов) обозначил в свое время то же самое очень точными терминами. Это значит, что в подсознании каждого из нас обитают все божества древнего мира - окруженная сиянием фигура женщины, которая приходит к нам во сне, чтобы сообщить нам что-то, может вполне оказаться богиней-архетипом, которую греки нарекли Афиной; а дикого вида волосатый получеловек. Полузверь с козлиными копытами на ногах, возникающий на закоулках сознания в моменты сильного нервного беспокойства, не кто иной, как сам Пан, «бог паники». Как мы уже заметили, планеты, которыми руководствуются астрологи в своих определениях человеческой личности и судьбы, являются на самом деле не кем иным, как богами и богинями греческой и римской мифологии. Психология Юнга, как и астрология, предполагает, что все эти божества живут внутри нас. По правде говоря, иногда кажется, будто юнгианская психология и астрология были созданы друг для друга, это воистину «брак, заключенный на небесах». Но это еще не конец истории. Юнг придерживался мнения, что все наши внутренние архетипы естественным образом стремятся слиться в одно целое, явив собою единство сознания. Изучавший алхимию Юнг был осведомлен о поисках философского камня, который превращает свинец в золото; чем-то подобным ему представлялись поиски единства сознания, единого целого. Он даже нашел название для этого целого: Личность. Он верил, что индуистское понятие атман, относящееся к высшей, божественной Личности, означает то же самое; а Иисуса Христа он считал символом Личности западной цивилизации. С течением времени, однако, некоторые из учеников и последователей Юнга начали расходиться с ним во мнениях. Этих новых мыслителей иногда называют неоюнгианцами, хотя более уместно назвать их (и они сами отдают предпочтение такому определению) психологами-архетипистами. Давайте уделим немного времени знакомству с их позицией; как мы вскоре увидим, астрология является формой архетипической психологии. Откуда нам это известно? - сами психологи-архетиписты так говорят. Наиболее знакомые большинству из нас психологи-архетиписты - Джин Шинода Болен и Джеймс Хиллман. Самые популярные книги Болен «Богини внутри каждой женщины» и «Боги внутри каждого мужчины» знакомят читателя с представлением о греческих богах и богинях как архетипах, живущих внутри каждого из нас . Болен с ее взглядом на архетипическую психологию, изложенным в ее книгах, ставших бестселлерами в 1980-х гг., и в то же самое время Джозеф Кэмпбелл вторгались в общественное сознание со своими многочисленными книгами и знаменитыми сериями интервью с Биллом Мойерсом . У поклонников книг Джин Болен даже появился свой жаргон, и на различных конференциях и семинарах вместо вопроса: «Какой у вас знак Зодиака?» теперь звучало: «Кто ваша богиня?». Это был способ по-новому увидеть себя и «повстречаться» с греческими богами и богинями. Ограничения, которыми грешит такой подход, заключаются в том, что существует возможность удариться в крайности и свести индивидуальность личности к ее астрологическому обозначению. Основной фигурой в архетипической психологии является Джеймс Хиллман, который вызвал бурю противоречивых мнений своими неортодоксальными взглядами на психологию. Далее мы рассмотрим некоторые из этих спорных моментов, потому что они имеют одинаковое значение как для астрологической, так и для психологической практики. Но начнем мы с того момента, когда Хиллман разошелся с Юнгом, как когда-то сам Юнг разошелся с Фрейдом. По Хиллману, идея Юнга о цельной Личности обнаруживает его тесное знакомство с индуистской религией и его глубокие познания в христианстве (отец Юнга был священником). Хиллман считает, что эта концепция не имеет отношения к древнегреческому видению мира, в контексте которого существует рассуждение Платона об архетипах. Напротив, речь идет об исконном языческом представлении, основанном на психологическом разнообразии, - о признании всех божественных логии, эта связь становится еще очевидней, когда мы знакомимся с проязыческими взглядами психологов-архетипистов.

АСТРОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

   Коль скоро соединение юнгианской и архетипической психологии с астрологией являет собой «брак, заключенный на небесах», напрашивается мысль, что эта гармония достигается уже не в первый раз. На самом деле, астрологи говорили на языке современной психологии и проводили аналогичную работу по меньшей мере тридцать лет назад. Кстати, многие астрологи по праву являются профессиональными психотерапевтами. Основной принцип психотерапии заключается в том, что мы говорим о собственных проблемах, покуда они не станут нам понятны - пока мы не обнаружим источник и смысл нашей проблемы, комплекса. Как только мы осознаем в чем дело, мы уже вооружены и готовы к борьбе с этими проблемами, так как осознание есть первый шаг к действию. Психотерапевт может интерпретировать наши проблемы и комплексы в любом ключе, в зависимости от образования и собственной профессиональной точки зрения. Классический психотерапевт фрейдист (таких можно встретить сейчас очень редко) увидит суть проблемы в подавлении каких-то сексуальных чувств, тогда как современные психологи акцентируют внимание на очевидной дисгармонии в семейной сфере, взаимоотношениях с другими людьми и так далее. Врач, обученный методам восстановительной терапии, видит в психологических проблемах просто болезнь, которую он берется лечить по системе «двенадцати шагов», общей для всех видов восстановительной терапии. Юнгианская и архетипическая психологии связывают наши проблемы и комплексы с тем, что происходит с архетипами - богами и богинями - внутри нас. Но несмотря на такие разные (и порой противоречивые) способы врачевания души, деятельность всех психологов имеет одно общее направление: все они стараются сделать так, чтобы мы сами осознали свои проблемы, которые мешают нам быть счастливыми, и, вынуждая нас к этому осознанию, они делают нас сильнее. Астролог делает в точности то же самое, используя свою собственную систему описания личности. Эта система основана на планетах и их позициях по отношению к знакам Зодиака и гороскопическим домам, на их взаимодействии друг с другом, гармоничном или наоборот. Проблемы и комплексы представлены с помощью архетипов (божеств) в их планетарном воплощении. Астролог предоставляет своему клиенту возможность увидеть и осознать, что с ним происходит, и вооружает его доступными инструментами борьбы с проблемами. Именно в силу этого сходства в практике астрологии и психотерапии столь многие астрологи стали интересоваться психологией. Множество книг было написано с целью обнаружить и утвердить взаимосвязь между астрологической системой и различными психологическими системами, от психоанализа Фрейда до восстановительной терапии. Многие подобные эксперименты имеют большое значение для астрологии. Тем не менее и астрологи, и психологи предпочитают просто поговорить со своими клиентами. Если помните, психотерапию обычно называют (не без сарказма) «разговорным лечением». Многие астрологи, подобно терапевтам, также преуспели в искусстве «разговорной терапии» и таким образом зачастую могут оказать существенную помощь своим клиентам. Но достаточно ли «просто поговорить»? Некоторые из психологов-архетипистов задавались вопросом: нужно ли еще что-то, кроме слов, чтобы затронуть самые сокровенные струны души. И на практике, со времен Юнга, они уделяли большое значение таким техникам, как, например активизация воображения, в ходе применения которой клиенты, ведомые определенными образами, погружаются внутрь собственной личности и вступают в контакт с богами и богинями, обитающими там. Подобная техника, как кажется, имеет много общего с астрологией. Почему бы не использовать активизацию воображения, чтобы пообщаться с планетарными архетипами внутри нас? Кому-то может показаться, что такое видение означает, что каждый из нас представляет собой «составную личность», или, по крайней мере, что внутренняя жизнь нашей души похожа на обстановку в метро в час пик. Но это можно просто представить себе как танец. На самом деле, каждый из нас в своей душе танцует танец богов, и, в языческом понимании, «жизнь в радость» - это жизнь, проведенная в изящном танце, полном жизнерадостности, мудрости и юмора - независимо от того, решат капризные боги (планеты) благословить или проклясть нас. Хиллману кажется, что наша жизнь была бы намного счастливей, если бы мы представили, что она есть танец - странный, стихийный, экстатический танец, взамен того, чтобы носиться с Единством, «интеграцией» или какой-либо другой идеей, направленной на сплав политеистического разнообразия человеческой души в некое однородное це¬лое10. Все это, конечно, очень напоминает древнюю астрологическую картину мира, и сам Хиллман говорит, что астрология - это ранняя форма архетипической психологии. И если психология Юнга обнаружила божественную связь астрологии и психо Действительно, почему нет? И однако большинство астрологов никогда эту технику не используют. Они не извлекают пользу и из снов клиента, хотя наши сны - это еще один путь к внутренним архетипам. Кому-то такие методы могут показаться скорее относящимися к магии, нежели к рациональной психологии. Возможно, они действительно связаны с древним искусством магии. Это, вероятно, может задеть некоторых астрологов, которые годами работали для того, чтобы перенести астрологию из магического контекста прошлого в современный научный контекст. И все же научное обоснование астрологии остается весьма туманным. Между тем, за последние тридцать лет рассеялись иллюзии по поводу самой науки и, наоборот, усиливается интерес к духовным практикам и дисциплинам, которые еще не так давно были заклеймены как «магические». На последнем мировом конгрессе астрологов, главным оратором выступал Томас Мор, автор бестселлеров «Забота души» и «Спутник души». Он предлагал астрологам меньше концентрировать свои усилия на том, чтобы сделать астрологию более статистически точной и перестать ее «психологизировать», чтобы заслужить доверие ученых. Вместо этого он призывал коллег уважать наследие древней языческой культуры и магию; в таком контексте астрология являет собой одну из лучших и уважаемых предсказательных практик в мире. Такой взгляд имеет большое значение в наше время. Ведь именно сегодня, когда мы с головой окунулись в новое тысячелетие, в котором современные технологии, кажется, проникли во все сферы жизни - компьютеры, модемы, мобильные телефоны буквально приросли к нам, - мы должны снова обратиться к природе, дабы разрешить наши противоречия и гармонизировать наши крайности. И мы узнаем архетипических прародителей всех богов, Гею и Урана, существующих и поныне. Коль скоро мы вступаем в технологическую эру Водолея (которой правит Уран), естественным противоположным мифологическим полюсом должна быть Гея (Земля, природа, Телец, простота). Так почему бы не образовать союз между наиболее «уранической» из предсказательных систем - астрологией - и древним чувством единения с природой, оглядываясь на наших предков из Эллады и эпохи Возрождения и пытаясь постичь мудрость их отношения к жизни? Если астрология представляет собой систему предсказаний, основанную на наблюдении за поведением и взаимодействиями небесных тел (ассоциированных с богами), с событиями, происходящими на земле, как это представлено в вавилонских списках предсказаний, значит, нам необходимо исследовать эти взаимодействия. Каков же нрав каждой из этих планет? И если нам суждено действовать определенным образом в определенное время, то как нам лучше всего трактовать эти случаи? Всеми астрологами давно принято как аксиома утверждение, что характер - это судьба, или: характер - это предназначение. А есть ли лучший путь определения чьей-то судьбы и предназначения, чем изучение характера, сущность которого явлена его звездами? В последнее время Хиллман писал и говорил о силе характера в контексте эпохи и о силе характера, как явно недостающей составляющей нашей культуры. Он утверждает, что единственными, для кого характер еще играет роль, стали хироманты и астрологи12. Как будто отзываясь эхом Гераклита, он говорит: «Характер - наш демон-хранитель и наша судьба»13. Если астрология так преуспела в раскрытии особенностей характера и предсказании судьбы, какую же роль играет мифологическая астрология? Если грядущий век сулит нам что-то, что меняет положение вещей, то это признание того, что сказки, образы и символы, мифология, визуализация и правильные методы познания переживают свое новое рождение. Астрология всегда преподавалась методами, похожими на основы изучения иностранного языка. Сначала нужно изучить алфавит (Овен, Телец, Близнецы...), затем узнать ключевые слова, фразы и те штрихи, которые создают типичный портрет Тельца или Близнецов. Это хороший метод обучения для компьютерных специалистов и инженеров, но он абсолютно не подходит для процессов, подразумевающих использование воображения и визуализацию. Мифы - это истории. Словно живопись, драматургия и музыка любой культуры, миф предлагает некий универсальный способ познания, универсальный язык, дающий возможность понять и почувствовать поэзию космоса в «обыкновенной» истории. В древние времена обучение происходило посредством историй с использованием определенных образов и символов. Откуда, например, взялось такое количество рисунков в пещерах? Наши прародители пытались сохранить какую-то информацию, какие-то знания от буйства стихий и разрушений, причиняемых войнами. Некоторые современные мыслители полагают, что как только мы научились читать и писать, мы утратили средства естественного общения друг с другом - видения, сны, телепатию. В этой книге мы рассмотрим некоторое количество способов вхождения в контакт с планетарными архетипами внутри нас, работы с ними и достижения внутренней гармонии. Вам не обязательно быть астрологом, чтобы использовать эти техники, вам не обязательно вообще что-то знать об астрологии. Вы начнете работать с образами - снами и видениями, которые объединяют вас со всеми остальными человеческими существами. Позвольте этим снам и видениям подвести вас к открытию существования внутренних планетарных божеств, и потом уже к изучению гороскопа. Но прежде чем мы перейдем к техникам исцеления, давайте узнаем побольше о том, почему архетипы оказываются в беде и боги нуждаются в нашей помощи.

ПЛУТОН-властелин подземного царства

СОЛНЦЕ - бог света и жизни

МЕРКУРИЙ -посланник богов

ВЕНЕРА - богиня любви

ГЕЯ - мать земля

МАРС - бог войны

ЦЕРЕРА - богиня урожая

АФИНА ПАЛЛАДА - мудрый воин

ЮНОНА-богиня священного союза

ВЕСТА - богиня домашнего очага

ЛУНА - царица ночи

ЛИЛИТ - тёмная богиня ночи

ЮПИТЕР - царь богов

САТУРН - властелин времени

ХИРОН - учитель и целитель

УРАН -  творец миров

НЕПТУН - экстаз и грёзы

Астрология и Боги


Яндекс.Метрика
Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием. Rambler's Top100
Besucherzahler Beautiful Russian Women Marriage Agency
счетчик посещений
Вся Россия онлайн